Главная Гостиницы - список Квартиры-гостиницы О Ярославле Полезная информация Контакты

Топ 10 гостиниц



"Святой Георгий"
i
1 отзыв

Парк-отель "Ярославль"
i
4 отзыва

Ресторанно - гостиничный комплекс «Юта»
i
4 отзыва

Мини-отель «Звездный»
i
4 отзыва

"Ярославль-Эксетер"
i
3 отзыва

Которосль
i
3 отзыва

Спорт
i
4 отзыва

Хостел GOOD LUCK
i
4 отзыва

Ринг Премьер Отель
i
1 отзыв

Ресторанно-гостиничный комплекс "Иоанн Васильевич"
i
3 отзыва


 

Главная О Ярославле Самая древнейшая постройка в Ярославле

Самая древнейшая постройка в Ярославле



Сегодня главный храм бывшего когда-то мужского Спасо-Преображенского монастыря в городе – это Спасо-Преображенский собор. Этот памятник живописи и архитектуры XVI века представляет собой образец и точку отсчета развития архитектуры и монументальной живописи в Ярославле. Спасо-Преображенский собор – это древнейший каменный храм и здание Ярославля. Строительство собора началось в 1506 году по указу Василия III, великого московского князя, и закончилось в 1516 году. Присланные из Москвы строительные мастера и вполне вероятно, что и участие зодчего из Италии, который возводил соборы Кремля в Москве, внесли свою непомерную лепту в создание собора. Спасо-Преображенский собор практически полностью повторяет размеры собора предшествующего ему и рухнувшего в 1501 году во время пожара.

 

По своей конструкции собор представляет четырехстопный крестово-купольный храм на высоком подклете с позакомарным покрытием. Здание собора с трех сторон окружено галереями. С юга (перестроенная) и запада – открытые двухъярусные галереи, с севера – пристроенная в XVII веке двухъярусная закрытая. В настоящее время шлемовидные главы собора позолочены, хотя первоначально они были покрыты «немецким луженным белым железом». Среди архитектуры Спасо-Преображенского собора можно встретить элементы ордерной системы, а также фрагменты декора, которые указывают на влияние ренессансной архитектуры Италии. Но если рассматривать декоративное решение этого исторического памятника города в целом, то можно сказать, что для него характерна строгость и простота, которые были свойственны архитектуре России времен XVI века.

 

Спасо-Преображенский собор на протяжении всего своего существования не раз перестраивался. Результатом этого стал новый облик здания, существенно измененный по сравнению с первоначальным видом собора. К значительным переделкам относят изменения, сделанные в 1709-1727 гг., 1768-1780 гг., 1811-1812 гг., 1814г., 1817г.. Начиная с 1919г. архитектурная реставрация проходила в несколько этапов, завершающий и главный пришелся на 1957-1961гг. и проходил под руководством Е.М. Караваевой. Именно после него облик собора был полностью восстановлен.

 

Ярославские и московские мастера приступили к росписи интерьера Спасо-Преображенского собора в 1563-1564гг. Свидетельством данного события является летопись, находящаяся в двух круглых клеймах на внутренних гранях западных столпов - «Изволением Отца и поспешением Сына и совершением Святого духа обновлена бысть подписью сия церковь Боголепного Преображения Господа нашего Иисуса Христа в лето 7071 при благоверном Царе Государе и Великом князе Иване Васильевиче всея Руси самодержце и митрополите Макарии всея Руси и свершена бысть в лето 7072 при митрополите Афонасии в первое лето святительства его, а подписана бысть при архимандрите Ефреме а подписывали мастеры московские Ларион Леонтьев сын да Третьяк да Федор Никитины дети да ярославцы Афонасей да Дементий Сидоровы дети». Братья Сидоровы, Дементий и Афанасий, были первыми ярославскими художниками, чьи имена стали известны. Сегодня Спасо-Преображенский собор – это единственный в нашей стране памятник монументальной живописи грозненского времени, который до сих пор сохранился, а также имеющий данные о именах мастеров и о дате росписи. Система росписи собора относится к традиционным. Художественные достоинства этой росписи – это монументальность и духовность. К самым интересным композициям Спасо – Преображенского собора можно отнести такие, как Сорок мучеников Севайстийских, Преображение, Семь Вселенских соборов, Покров Богородицы и так далее. Можно сказать, что в соборе присутствует чуть ли не первое в отечественной монументальной живописи самостоятельное изображение Бога-Отца – изображение Саваофа в конхе дьякнника. Оно уникально.

 

На протяжении всего времени живопись собора поновлялась не один раз, но в 1780-1781 гг.ее впервые записали. В 1814г. она была прописана масляными красками. В результате этого на западной стене, на которой пострадало тогда изображение Страшного суда, поновления стали весьма значительными. Но все же часть композиций собора была утрачена безвозвратно, в годы перестройки. Реставрировалась монументальная живопись на протяжении практически всего XX века. В работах принимали участие П.И. Юкин, Н.И. Брягин, Н.В. Перцев и так далее. 1984-1996гг. – это основной этап процесса реставрации. Осуществлял его бригада ЯСНРПМ, а руководил ей – Е.А. Чижов.

4965 просмотров.


Отели Ярославля © 2008-2010   Создание сайта - PARADOX